Вернуться к алгоритму -> Шаг 4. Собираем идеи для предстоящей работы
Общешкольный разновозрастный сбор
 
Трудно объяснить непосвященному, что такое сбор. По-настоящему его можно понять, только лишь побывав на нем и приняв участие в подготовке и проведении его дел. Сущность сбора – идея общности людей разного возраста, которых объединяет общая деятельность и идеальные отношения, которые формируются в процессе общения, совместного труда, спорта, творчества. На каждом сборе эти люди стараются построить (хотя бы на небольшое время и на небольшой территории) идеальное общество. И в этом обществе должны царить отношения добротворчества, взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, сотворчества и сотрудничества. На сборе каждый старается для всех и все для каждого. Конечно, в повседневной жизни такого, к сожалению, быть не может. Но мы считаем, что надо дать возможность человеку побыть в таких идеальных условиях, получить опыт такого идеального общения. Плохие стороны жизни человек всегда успеет увидеть, а вот хорошим надо учить.
 
У сбора есть свои законы и обычаи.
 
Законы сбора:
  1. Закон песни. Песня на сборе играет особую роль: она объединяет людей, помогает создать общее настроение, выразить себя. Песни сбора особенные: в них нет плохих людей, зла, безысходности. Они помогают поддержать веру в добро, веру в Человека.
  2. Закон творчества. Неповторимость каждого прожитого мгновения будет ощутимее, если жизнь будет полна выдумки, импровизации, фантазии, юмора. Долой занудство! Каждое дело творческое, иначе - зачем?
  3. Право поднятой руки. Человек захотел сказать и поднял руку - сбор стихает и слушает. Перебивать говорящего нельзя.
  4. 2. ГФД. Главное философское дело. Это момент истины, осмысления сборовцами окружающего нас мира и своего места в этом мире. И его темы в разные годы были соответствующие: «Есть ценности, которым нет цены», «Дихотомические этюды», «Загадочные личности истории», «Жизнь замечательных идей», «Че-ло-век!», «SOS! Тревоги года», «Прощай, XX век: люди, события, факты», «Две стороны одной медали», «Города-герои», «Людей неинтересных в мире нет» и др.
     
    3. ГТД. Главное творческое дело (ГТД) – это «взрыв» вдохновения сборовцев. Здесь ярко проявляются музыкальные и танцевальные пристрастия ребят. Здесь раскрываются таланты, здесь загораются наши «звезды», здесь у каждого (действительно каждого!) есть шанс открыть себя с самой неожиданной стороны. Сколько задора, радости и природного обаяния кроется в учениках, и всё это кипучей волной выплескивается на сцене. Темы ГТД всегда многогранны: «Педагогиада» (история становления школы, школы в разные эпохи), «Москва! Как много в этом звуке», «Золотое кольцо России», «Сказка сказок», «Сатирикон», «Жемчужины восточной мудрости», «Здесь живут мои друзья» (Москва бардовская), «Необыкновенное путешествие: непутевые заметки», «Друзья моего детства» (к международному дню детской книги), «Мосфильму – 90 лет!», «Гоголевский фестиваль» и т.п.
     
    На сборе существует ряд событий, к которым ребята специально не готовятся, а просто участвуют них. За организацию таких дел отвечают учителя и выпускники школы – «старики».
     
    Марш-бросок. Наши марш-броски представляют собой события, состоящие из подвижных игр на свежем воздухе. Его готовит и проводит отряд «стариков». Марш-бросок длится в среднем 1-1,5 часа. Каждый отряд проходит несколько спортивных этапов.
     
    Экспромты. Экспромт подразумевает небольшое выступление отряда на заданную тему без особой предварительной подготовки. Как правило, экспромты проводятся на вечернем сборовском огоньке. Темы, как правило, придумывают выпускники. Подготовка экспромта занимает не более 15 минут, а его представление длится 1-2 минуты. Например: предложить нестандартное использование стандартных предметов или изобразить природное явление, чтобы остальные отряды его угадали, показать старые сказки на новый лад, обыграть разные виды спорта при помощи разных жанров искусства, представить, как ведут себя вещи в то время, пока их не видят люди и т.д.
     
    Игра сбора. Готовят игру учителя. Задача игры – не только эмоциональная разрядка и смена вида деятельности, но и обучение чему-то новому, полезному, увлекательному. Количество станций игры соответствует количеству отрядов на сборе. На каждой станции ребятам предлагается творческое задание, выполняя которое ребята взаимодействуют с друг с другом. В течение игры каждый отряд проходит все станции в соответствии со своим маршрутным листом. Работа на каждой станции длится 15-20 минут. Итогом работы является некий конечный продукт, за который ребята получают баллы. Баллы выставляются в маршрутный лист. По итогам игры на вечернем огоньке выявляется победитель.
     
    Огонек. Услышав это слово впервые, вы можете представить себе разное. Для нас, сборовцев, есть два вида огонька: Большой огонек и Маленький отрядный огонек. Оба они имеют большое значение для сбора. Вечером первого и второго дня каждый отряд обязательно собирается на маленький огонек – в отрядных местах. Там ребята обсуждают день, выбирают дежурного командира отряда следующего дня, готовят экспромты. Уже после таких маленьких отрядных огоньков все собираются вместе на Большой огонек, на котором также происходит обсуждение главных дел прошедшего дня, выбор дежурного командира сбора следующего дня. Кроме того, участники огонька отмечают работу дежурного командира прошедшего дня, говорят, как о плюсах, так и о минусах его работы. Затем происходит торжественная передача пилотки от дежурного командира прошедшего дня дежурному командиру следующего дня. Завершается наш огонек кругом песни. Особенным можно назвать огонек третьего дня. Помимо всего перечисленного, на нем происходят Посвящение в сборовцы и Звездный час.
     
    Посвящение в сборовцы. Ребята, которые впервые приезжают на сбор, обязательно проходят ритуал посвящения. Каждый год «старики» готовят для ребят что-то новое. Важно, что на посвящении проверяется, как юный сборовец сумел понять и прочувствовать сбор, проверяются знания законов и обычаев сбора. Заканчивается посвящение клятвой, которую читает «закоренелый сборовец», то есть «старик» с большим опытом сборов за спиной, а юные сборовцы повторяют за ним. Ребята, которые теперь стали полноправными сборовцами, получают что-то на память о своем первом сборе. Это может быть диск со сборовскими песнями, сборник со сборовскими законами и пожеланиями стариков, эмблема бригантины – символа сбора и так далее.
     
    Звездный час. Это еще одно дело, без которого не обходится ни один сбор. Здесь отмечают самых активных ребят сбора. Звездный час готовится «стариками». Существует несколько номинаций, по которым награждаются ребята: самая добрая личность отряда, самая творческая личность отряда, самая полезная личность отряда, самая артистичная личность сбора, открытие сбора, симпатия стариков и т.п. Вечером второго дня во время отрядных огоньков проходит анкетирование, и ребята сами выбирают тех личностей, которых впоследствии старики будут награждать на Звездном часе. Ни учителя, ни старики не навязывают своего мнения, все решают сами ребята. А те, кто получил награду, понимают, что сделали большое дело для сбора. Здесь речь идет о ситуации успеха для каждого участника сбора.
    Завершается Звездный час и весь сбор тем, что все сборовцы становятся в большой круг и поют любимые сборовские песни. А в это время каждый может подойти к «Ветерку» (это 4-6 скрепленных между собой листов ватмана) и написать свое впечатление о сборе, слова благодарности, привет следующему сбору – в общем, все то, чем он готов и хочет поделиться со всем сбором. На Ветерок обязательно крепятся эмблемы отрядов.
     
    Со сбора ребята уезжают уже совершенно иными, ведь здесь они нашли настоящих друзей, поддержку и опору. Отношения доверия и взаимопонимания продолжаются и после сбора – в школе и в обычной жизни, причем как между учениками, так и между учениками и учителями».
     
     
    Использованы материалы педагогов 825-й московской школы: Исаевой М.А., Зеленовой В.В., Комаровой И.В., Серегиной Э.Б., Семилетовой И.В., Демьяновой Н.С., Добровольской Е.Ф., Смольяниновой Н.П.